..есть такое правило.... - когда только начинаешь летать, то кажется, что инструментальный полет – самое сложное, что только можно придумать.. как только начинаешь летать инструментально (читай – не смотря в окно) – понимаешь, насколько это проще визуальных полетов.. дело в том, что числа и буквы, указанные в схемах и картах очень сложно интерпретировать двояко или трояко (хотя умельцы, безусловно, присутствуют..
В инструментальном полете ты просто переносишь все это со схемы или карты на приборную панель.. При визуальных полетах – сколько пилотов, столько и интерпретаций – облечу/не облечу, пройду/не пройду, высоко/низко, влево/вправо, и т.д. и т.п. Именно по этой причине Столкновения самолетов в воздухе в 90% происходит вблизи аэропорта, на небольшой высоте и при хорошей погоде..
К сожалению какого либо простого и одновременно – эффективного способа контроля Трафика на данный момент не существует (хотя ТИКАС вот вот насадят и на самолеты менее 5700). Поэтому у нас остаются пока лишь только – глаза..
Понятно, что пытаться обнаружить самолет за 5 км – практически нереально, а ведь это всего лишь – 45 секунд - если мы идем встречными курсами.. Из учебников известно, что т.н. «Центральная часть» нашего «визуального сектора» характеризуется невероятно высокой остротой зрения. Но стоит хотя бы на 10 градусов отвести глаза в сторону – сектор смещается и острота зрения резко падает, а уж более 10 градусов – вы практически вообще не сможете разобрать предметы перед вами. Однако Разработчик нашего зрения придумал выход - т.н.
периферийное зрение – вполне достойная компенсация – с его помощью обнаружить тусклые предметы (по сравнению с центральной частью визуального сектора) выше в несколько раз! Так же с помощью Периферийного Зрения намного проще обнаружить какое-либо движение или перемещение, огни стробов и т.д. .. Но и то и то для пилотов – не очень полезная штука по различным сложным причинам. Так же для нас опасен не перемещающийся по горизонту самолет, - опасен тот, который перестал перемещаться!! Собственно, дилемма проста -
- мы не можем четко контролировать Трафик при помощи Центрального визуального сектора нашего зрения - из-за его небольшого размаха: ведь опасность может появиться в любой момент и с любой стороны неба. И наоборот -
- мы не можете использовать
периферийное зрение для контроля окружающей обстановки вокруг – оно крайне неэффективно для этой задачи!
Соответственно умные люди придумали компромисс - разделить небо на сектора примерно по 10 градусов слева на право – тогда любая точка будет лежать в погрешности 5-и градусов. Каждый сектор контролируется отдельно, по очереди: это дает нам достаточно небольшое количество секторов, которые относительно несложно просматривать. «Сканирование» данных секторов следует выполнять вдоль горизонта: именно там - на уровне вашей высоты – нужно в первую очередь ожидать опасность! Снижающиеся или набирающие высоту цели, которые, так или иначе, пересекут вашу высоту - будут находиться на несколько градусов ниже или выше горизонта. Аналогично – если вы снижаетесь или поднимаетесь – вам следует контролировать пространство чуть ниже или выше горизонта соответственно.
Рекомендуется тратить на каждый секторе как минимум одну секунду – т.е. - не нужно постоянно мотать головой как радар
. Но, тем ни менее, получается, что для сканирования 180-и градусного пространства вокруг себя нам потребуется около 18 секунд – а это очень много! Поэтому вам самим придется определить свою «золотую середину», в зависимости от ситуации.
И еще пару основных несложных правил: Трафик, находящийся ниже уровня горизонта – практически неразличим! Кроме того, периферийное зрение в нижней части визуального сектора в несколько раз хуже боковых секторов. (это легко проверить, если заходить за кем-то на полосу – вы не увидите впереди идущий самолет до тех пор, пока он не коснется полосы).
Так же следует учесть, что более 80% всех столкновений в воздухе составляют случаи, когда самолеты двигались очень близкими по значению курсами – (лобовых столкновений – мизер..).
Еще одним интересным фактом является то, что наши глаза не могут должным образом сфокусироваться на уделенном объекте, если вы вообще не наблюдаете объект фокусировки (это называется «
близорукость пустого пространства»). Это на самом деле - очень важный момент – особенно, если вы летите в районе трудноразличимого наземного покрытия – пахоты, озер или подобных вещей (уже не говоря про облака и туман). Поэтому, перед тем, как перевести зрение от приборов на уровень горизонта – дайте себе пару секунд сфокусироваться на чем ни будь далеком: дальней трубе или выступающем здании – так вам будет гораздо проще «захватить» дальние предметы!
Ну и еще пару советов: при подходе к аэродрому с левым «кругом» - никогда не выполняйте развороты через правое крыло: во первых - это запрещено Правилами, а во вторых - заходящий по левому кругу самолет, выполняя четвертый разворот, не сможет увидеть вас, выполняющего правый разворот в этом же районе - что недопустимо!
Аналогично, - никогда не «срезайте» круг, если вы ожидаете прилета какого ни будь «чужого» самолета – хотя это и не запрещено правилам, но это - действительно плохая идея по тем же, вышеперечисленным, соображениям.
Точно так же – никогда не заходите в «круг» сверху: обязательно выровняйтесь по высоте, а затем уже входите в «зону». (И соответственно – никогда не входите в «круг» снизу).
Если вы решили потерять высоту на заходе при помощи «скольжения» - скользите той стороной, на которой сидите.
Ну а уж касательно правил радиообмена «на кругу» - (даже если кроме вас там никого нет) – тут даже говорить нечего - этот пункт прописан кровью во всех Правилах!
А вообще, – есть простое правило выбора Высоты полета – на Запад – четные числа, на Восток – нечетные.. так летает вся Европа и штаты – нам так же лучше потихоньку начинать..
что еще? Ешьте побольше морковки. Бросьте курить. Хорошенько протирайте фонарь перед вылетом.. и одевайте солнцезащитные очки (но даже в них не рекомендуется лететь строго на восходящее или заходящее солнце..). И всегда помните: не нужно следить за кем-то одним, ожидая, что он подкрадется к вам незаметно – крутите головой постоянно, стараясь отслеживать всех, кто находится в воздухе. И так – аж до момента, когда вы привязали самолет – на земле ведь намного больше опасностей, чем в небе.. Будьте умнее всех (по карйне мере - для себя самого..