Серый писал(а):
.. мне как-то на пальцах объяснили – очень доходчиво .. Юра прав – не нужно ничего умножать и делить.. все просто.
Самолет может изменить свою траекторию только при помощи Подъемной Силы - направляя ее часть в сторону… Если ты летишь на скорости близкой к свалу – запаса Подъемной Силы на то, что бы ее еще куда-то тратить практически нет – либо будешь снижаться либо упадешь. Это, кстати, еще одна «ловушка» для новичков – спрашивают, типа, - на какой скорости можно «выписать» разворот с минимальным радиусом – новички, понятное дело – на минимальной (типа – как на велосипеде
это не так..
Минимальный разворот можно выполнить обладая только максимальным запасом Подъемной Силы. Максимум Подъемной Силы можно получить только на максимальной Скорости при максимальном Угле Атаки! Известно, что на Любой скорости можно так отклонить рули, что самолет выйдет на Критический Угол, за которым – Свал. На маленькой Скорости углы уже и так большие – запаса почти нет.
На большой Скорости запас до критического угла максимален - то есть на этой скорости и запас Подъемной Силы максимален. Скорость эта называется Vа – она дается в каждом РЛЭ. Суть ее в том, что если превысить Критический Угол будучи на Скорости Va или ниже – самолет «сорвется», но останется цел. Если превысить Критический Угол на скорости выше Va - возможно разрушение конструкции. Va, за исключением спортивных самолетов - редко превышает двойную Скорость свала. У Спортивных – 3 и выше. Поскольку всегда луче иметь побольше запаса – рекомендуется всегда маневрировать на этой Скорости – не ниже (глупо) и не выше (опасно). Со Скоростью понятно, а как узнать где этот Критический Угол? Если нет указателя угла - по перегрузке. Причем очень просто – в стандартных условиях Критический Угол будет достигнут в точке, где будет достигнута максимально разрешенная для этого самолета положительная перегрузка (так же заботливо посчитанная конструктором и приведенная в РЛЭ).
Но сможете вы ее достичь только на Скорости Va – когда запас максимален. И вся наука. Если, к примеру, я решу повыпендриваться, то войдя в вираж на своей Va (у меня - двойной Скорости свала), я смогу выдавить только +4g (записаны у меня в РЛЭ- как правило - стандартных) и ни капли больше.
Если войду на меньшей Скорости – запаса не хватит – сорвусь. Если на большей – сломаюсь. Если ваш самолет может выдать +9g – вы должны иметь возможность для этого разогнаться до 3х скоростей свала или выше. Ого – трактат целый.. тут, конечно все очень грубо.. Так, подумал – вдруг кому пригодиться..
Тёзка, второй день не могу вправить отвисшую челюсть