В воздухе становится все более тесно. Несколько месяцев назад погиб мой инструктор Руди, учивший меня летать в Альпах, он погиб при столкновении в воздухе при заходе на посадку на свой аэродром. Еще когда я только начинал вообще летать, другой мой инструктор советовал мне держаться как можно дальше от любого видимого ЛА, при появлении которого он начинал испытывать явное беспокойство. Визуальная диагностика курса столкновения (collision course) представляется, на первый взгляд, сложной задачей.
Представим себе ситуацию. Во время прямолинейного полета по маршруту вы замечаете слева-впереди-ниже другой самолет, идущий вам наперерез слева направо. Он набирает высоту и быстро приближается, увеличиваясь в угловых размерах. Возникает сразу 3 вопроса, на решение которых остаются иногда секунды времени: 1) если ничего не предпринимать - удастся ли разминуться, или произойдет столкновение? 2) Какое конкретно ваше действие позволит увеличить минимальную дистанцию? 3) как скоординировать действия таким образом, чтобы оба не отвернули в одну и ту же сторону? Простенькие правила типа "оба поворачивают направо" хороши на автодороге, но в трехмерном неразмеченном пространстве - явно недостаточны. На вопрос, как воплотить на практике основной принцип визуальных полетов - see and avoid - (видь и избегай), у меня не было конкретного ответа. До сегодняшнего дня.
Все оказалось очень просто. Читая о принципах наведения управляемых ракет
http://en.wikipedia.org/wiki/Proportional_navigation, наткнулся на следующую фразу:
...two vehicles are on a collision course when their direct Line-of-Sight does not change direction.
"Два ЛА находятся на курсе столкновения, если их прямая линия визирования не изменяет направления." В судовождении, оказывается, даже есть концепция, называемая CBDR
http://en.wikipedia.org/wiki/Constant_Bearing_Decreasing_Range("постоянное направление - уменьшение дальности") Попросту говоря, если вы летите прямо и направление на другой ЛА из вашей кабины остается неизменным во времени - вы находитесь на курсе столкновения с ним. Столкнетесь или нет - зависит от того, приближаетесь ли вы оба к точке встречи, или удаляетесь от нее. Если второй ЛА увеличивается в угловых размерах - значит, вы оба летите к точке встречи. Отсюда понятно, как увеличить минимальную дистанцию: путем маневра нужно увеличить имеющуюся угловую скорость вращения линии визирования. По-русски, например, даже если второй ЛА ниже вас, но направление на него из вашей кабины движется вверх, вам надо делать маневр вниз. Из его кабины ваш ЛА движется вниз, и тот пилот, если примет такую же тактику, должен ускорить набор высоты. Таким образом, действия пилотов автоматически правильно синхронизируются для увеличения минимального расстояния. То же самое и по курсу. Конечно, как только ЛА начали маневрировать, это правило применять уже нельзя, потому что траектории становятся криволинейными. Наверное, пилоты-профессионалы это все учат и хорошо знают, но для меня такая тактика оказалась откровением. Спешу поделиться!