Форум Privat Aero
http://forum.privat.aero/

Тактика ухода от столкновений (CBDR)
http://forum.privat.aero/viewtopic.php?f=15&t=1133
Страница 1 из 5

Автор:  Игорь [ 14 окт 2013, 05:12 ]
Заголовок сообщения:  Тактика ухода от столкновений (CBDR)

В воздухе становится все более тесно. Несколько месяцев назад погиб мой инструктор Руди, учивший меня летать в Альпах, он погиб при столкновении в воздухе при заходе на посадку на свой аэродром. Еще когда я только начинал вообще летать, другой мой инструктор советовал мне держаться как можно дальше от любого видимого ЛА, при появлении которого он начинал испытывать явное беспокойство. Визуальная диагностика курса столкновения (collision course) представляется, на первый взгляд, сложной задачей.

Представим себе ситуацию. Во время прямолинейного полета по маршруту вы замечаете слева-впереди-ниже другой самолет, идущий вам наперерез слева направо. Он набирает высоту и быстро приближается, увеличиваясь в угловых размерах. Возникает сразу 3 вопроса, на решение которых остаются иногда секунды времени: 1) если ничего не предпринимать - удастся ли разминуться, или произойдет столкновение? 2) Какое конкретно ваше действие позволит увеличить минимальную дистанцию? 3) как скоординировать действия таким образом, чтобы оба не отвернули в одну и ту же сторону? Простенькие правила типа "оба поворачивают направо" хороши на автодороге, но в трехмерном неразмеченном пространстве - явно недостаточны. На вопрос, как воплотить на практике основной принцип визуальных полетов - see and avoid - (видь и избегай), у меня не было конкретного ответа. До сегодняшнего дня.

Все оказалось очень просто. Читая о принципах наведения управляемых ракет http://en.wikipedia.org/wiki/Proportional_navigation, наткнулся на следующую фразу: ...two vehicles are on a collision course when their direct Line-of-Sight does not change direction.
"Два ЛА находятся на курсе столкновения, если их прямая линия визирования не изменяет направления."
В судовождении, оказывается, даже есть концепция, называемая CBDR http://en.wikipedia.org/wiki/Constant_Bearing_Decreasing_Range("постоянное направление - уменьшение дальности") Попросту говоря, если вы летите прямо и направление на другой ЛА из вашей кабины остается неизменным во времени - вы находитесь на курсе столкновения с ним. Столкнетесь или нет - зависит от того, приближаетесь ли вы оба к точке встречи, или удаляетесь от нее. Если второй ЛА увеличивается в угловых размерах - значит, вы оба летите к точке встречи. Отсюда понятно, как увеличить минимальную дистанцию: путем маневра нужно увеличить имеющуюся угловую скорость вращения линии визирования. По-русски, например, даже если второй ЛА ниже вас, но направление на него из вашей кабины движется вверх, вам надо делать маневр вниз. Из его кабины ваш ЛА движется вниз, и тот пилот, если примет такую же тактику, должен ускорить набор высоты. Таким образом, действия пилотов автоматически правильно синхронизируются для увеличения минимального расстояния. То же самое и по курсу. Конечно, как только ЛА начали маневрировать, это правило применять уже нельзя, потому что траектории становятся криволинейными. Наверное, пилоты-профессионалы это все учат и хорошо знают, но для меня такая тактика оказалась откровением. Спешу поделиться!

Автор:  itdxer [ 14 окт 2013, 06:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

Интересно и полезно

Автор:  Mike [ 14 окт 2013, 09:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

Интересно!

Автор:  yuriydnepr [ 14 окт 2013, 10:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

Господа Европейские пилоты, я с вас удивляюсь.
Об этом написано в самом начале любого учебника по Aviation Law.
Вы же его читали и экзамены сдавали, вроде.

Вложения:
web002.jpg
web002.jpg [ 61.89 КБ | Просмотров: 7675 ]

Автор:  yatsevsky [ 14 окт 2013, 11:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

yuriydnepr писал(а):
Господа Европейские пилоты, я с вас удивляюсь.
Об этом написано в самом начале любого учебника по Aviation Law.
Вы же его читали и экзамены сдавали, вроде.


+1. Всё уже расписано в учебниках.

Автор:  Горелов [ 14 окт 2013, 12:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

от вы будете смеятся, но у меня маневр вправо был как-то на уровне инстинкта, но совем не по учебнику. чё-то я не думаю, что в ситуации экстренного сближения люди по учебнику будут расходиться )))

Автор:  yuriydnepr [ 14 окт 2013, 12:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

Правила и создаются на основании инстинктов.
Для "леворульных" уход вправо естественен, это англичанам придётся бороться со своими инстинктами в случае экстренного сближения.

Автор:  Игорь [ 14 окт 2013, 14:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

yuriydnepr писал(а):
Вы же его читали и экзамены сдавали, вроде.

Текст мне, конечно же, знаком. Кто кому по закону уступать должен - давно понятно. Не понятно как. Этому нас не учили и на экзамене не спрашивали (кстати, я его сдал лучшим в группе, почти без ошибок. Правда, это было давно :) )

Например. Ваш курс пытается пересечь справа налево, где-то со стороны 2 часов мелкий, но быстрый ЛА. Инстинктивное решение отвернуть налево, поскольку помеха справа - является неверным. Это как-раз лучший способ с ним столкнуться. Если линия визирования вращается справа налево - надо отворачивать наоборот, направо, даже если помеха справа!

Один мой знакомый немецкий пилот имеет дачу на Мальорке. Купил себе еще и Ан-2 чтобы туда летать, потом налетал визуально кучу часов. Этого опыта нет у обычных линейных пилотов, разве что у военных он может быть. Он говорил, что другой самолет на курсе столкновения сначала выглядит как муха, прилипшая к стеклу, только эта муха увеличивается в размере. Теперь я понимаю, что он имел в виду.

Автор:  yuriydnepr [ 14 окт 2013, 15:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

Игорь писал(а):
Текст мне, конечно же, знаком. Кто кому по закону уступать должен - давно понятно. Не понятно как.

Там расписан порядок.
В общем случае - тот, кто видит другой самолёт справа от себя должен уступить.
При этом нужно избегать прохода над, или под, или перед другим самолётом - нужно довернуть вправо и пройти за самолётом, с которым существует угроза столкновения.
В учебнике есть также соответствующая картинка :wink:
Вообще, тема очень правильная и своевременная, в частности для летающих на неуправляемые аэродромы с растущим трафиком, вроде Наливайковки.

Вложения:
web004.jpg
web004.jpg [ 77.53 КБ | Просмотров: 7609 ]

Автор:  Игорь [ 14 окт 2013, 17:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Тактика ухода от столкновений (CBDR)

yuriydnepr писал(а):
В общем случае - тот, кто видит другой самолёт справа от себя должен уступить.
При этом нужно избегать прохода над, или под, или перед другим самолётом - нужно довернуть вправо и пройти за самолётом, с которым существует угроза столкновения.

Не все так просто, если другой самолет приближается справа, но летит медленно, так что линия визирования уходит направо - доворачивать вправо значит увеличивать риск столкновения. Это просто геометрический факт. Здесь лучше отворачивать налево. Это несложно нарисовать, по аналогии в картинкой в учебнике. Как говорил много лет назад мой инструктор по автовождению (мне пришлось заново учиться на немецкие права лет эдак 15 назад): "Есть и такой способ уступить дорогу!"

Страница 1 из 5 Часовой пояс: UTC + 2 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/