Форум Privat Aero

Сообщество людей, увлеченных авиацией
planes
Текущее время: 28 апр 2024, 01:39

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 20:05 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
Не бесспорные тезысы но в большинстве своём подавляющем верные и для нас. Сам наблюдаю со стороны...
http://aviaglobus.ru/2012/12/01/4720/
То, что пилотов в ГА не хватает – как бы факт. Другой факт состоит в том, что никто не хочет оплачивать стоимость их обучения. Пока желающих не найдется, ситуация, как кажется, будет становится все хуже и хуже, и никакими полумерами ничего изменить не получится – можно только оттянуть кризис, параллельно усугубив его.
О ситуации.

Имеется высокооплачиваемая и не самая сложная в мире профессия (не шахтерская), спрос на которую превышает предложение – и никто в нее не идет! Понятно, что в ином офисе, занимаясь всякой фигней, можно заработать не меньше, зато ответственность на порядки ниже. Но ведь и водитель автобуса несет ответственность, гораздо большую, нежели офисный клерк, престиж профессии невелик, а проблема отсутствия водителей автобусов на повестке дня не стоит. И машинисты для поездов вроде бы не в жутком дефиците…

Думается, различие в том, что обучение пилота значительно затратнее, чем в наземном транспорте. Но собственно стоимость обучения не вся проблема, проблема в том, кто за нее будет платить. За рубежом, где образование не было бесплатным, ответ напрашивался сам собой – курсант. В общем-то логично: хочешь получать большие деньги в будущем – инвестируй сейчас в свое образование.
Доступность обучения.

Сильно стимулировало желание учиться за свой кошт (иждивение, содержание) наличие развитой АОН. Происходило все как в мире автомобилей: человек «сдавал на права», покупал личный самолет, и радовался жизни. Если жизнь заставляла озаботиться поисками дополнительных источников дохода, частный пилот мог досдать и поступить на работу в маленькую авиакомпанию и далее двигаться по карьерной лестнице хоть до командира реактивного лайнера.

Правда, нередко оказывалось, что денег у будущих покорителей неба не то что на свой самолет, но и на обучение нет, и заработать их на стороне они физически не в состоянии. Тогда были придуманы образовательные кредиты, в том числе под залог имущества. Это помогало, но не сильно (все же условия кредитов были не совсем «сахарными»), а в период кризисов так и просто не работало. Поэтому будущие пилоты предпочитали обучаться бесплатно, правда, с обязательством расплатиться при случае за него собственным потом.




Военные пилоты.

Все было просто: военные авиационные училища брали курсантов, делали из них пилотов, а потом пилоты отрабатывали затраты на свое обучение в кабинах разнообразной летающей военной техники. Отслужив свое или попав под сокращение, военный летчик мог идти переучиваться на гражданскую технику и зарабатывать деньги. Министерство обороны внакладе не оставалось, авиакомпании чувствовали себя прекрасно.

Конечно, при переучивании военного пилота на гражданский самолет есть своя специфика, но за плечами «милитариста» имелся такой опыт (особенно если он летал на бомберах и транспортниках), который позволял сгладить шерховатости процесса. Авиакомпании же в новых работниках не сомневались: если правительство доверяло этому человеку могучие и дорогущие военные машины, то и в кабине авиалайнера такой пилот в грязь лицом не ударит. И они были правы, черт побери!

И еще авиакомпании, раздобыв такого пилота, потирали руки: переучивание готового авиатора на новый тип требовало крайне мало времени и средств, а на выходе получался высококлассный специалист – и почти задаром! На гражданке весь свой налет курсант, обремененный долгом за обучение, должен был медленно получать, постепенно двигаясь по гораздо более длинной лесенке – от легких самолетиков к региональным и потом к «настоящим» авиалайнерам, перемещаясь из авиакомпании в авиакомпанию. Иногда сами авиакомпании спонсировали некоторых курсантов (естественно, самых лучших), но это случалось редко, поскольку бывшие военные в любом случае выглядели лучшим «приобретением».

И все было хорошо до конца Холодной Войны. Потом потребности военных в новых пилотах начали прогрессивно снижаться параллельно с сокращением военной авиации. Нет потребности – сократился и набор в военные летные училища. Он не упал до нуля, но снизился. И это стало началом кризиса.

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 20:08 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
Авиакомпании, привыкшие получать военных пилотов задарма, естественно, не сильно спешили инвестировать в обучение гражданских летчиков, тем более что сокращения ВВС в заметной доле компенсировали рост гражданского авиапарка. Система подготовки гражданских пилотов тоже не слишком менялась: «удорожать производство» было невыгодно, поэтому большинство изменений было направлено как раз на удешевление процесса. Вопрос о том, насколько это удешевление влияет на качество «готового продукта», не особо брался во внимание: «продукт» все равно должен был доводиться до кондиции в авиакомпаниях «нижних ступеней».
Теория и практика.

Но вот запасы бывших военных пилотов начали подходить к концу и авиакомпании начали обнаруживать беспокойство. Одновременно наметился прогрессирующий количественный отрыв верхушки пирамиды ГА – реактивных авиалайнеров – от регионального базиса. Рост пассажиропотока и урбанизация привели к тому, что туда, куда раньше летали регионалки, стали летать куда более крупные самолеты, и наоборот, туда, куда ранее летали одномоторные поршневые самолетики, перестал летать кто либо вообще. Лестница «обучения без отрыва от производства» начала трещать, и достаточно опытных пилотов для ее верхних ступеней стало не хватать. Новоиспеченные же «летуны», даже прошедшие обучение на тренажере реактивной машины, по мнению авиакомпаний, не годились даже для правого кресла. Ах да, ведь произошел переход к двучленному экипажу – отчасти из-за автоматизации, но в основном-то по все той же экономии: три пилота дороже двух!
Что надо было предпринимать? Казалось бы, все просто: надо совершенствовать процесс обучения, чтобы выпускник сразу мог сесть за штурвал авиалайнера. Однако при этом капитально увеличивались расходы на учебу и удлинялись ее сроки, а надлежащего, по мнению авиакомпаний, опыта для занятия правого кресла курсант в ее ходе все равно не получал. Исходя из этих бизнес-соображений система подготовки осталась в целом на том же уровне, разве что значительную долю реальных полетов заменили на тренажерные часы.


Престиж профессии.

Чем больше становился мировой авиапарк, тем больше требовалось пилотов – пусть даже и «недоученных». Но на фоне снижения престижа летной профессии (процесса объективного и необратимого: ведь когда-то и автомобилист казался романтическим рыцарем прогресса), при в общем тех же количествах желающих примерить пилотскую фуражку среди них еще более повысилось количество личностей, которые категорически не в состоянии были сами оплатить свое обучение. Таким кандидатам кто-то должен был помочь.

Кому платить.

В СССР таким помощником исторически было государство, и это было совершенно логично: оно платило за обучение пилотов государственной же авиакомпании. В нынешней России образование вроде бы осталось бесплатным, но вот логика государственной помощи пропала. Действительно, почему налогоплательщики должны оплачивать обучение персонала для ряда частных компаний? Не срабатывает и ранее существовавший «оборонный» аргумент о том, что ГВФ – резерв кадров для военной авиации. Тем не менее госфинансирование идет, но, как несложно догадаться, недостаточное.

Логично, что помощником в деле финансирования обучения пилотов должны являться авиакомпании – в конце-концов именно они являются потребителями их услуг. Некоторые авиакомпании идут по этому пути, который, увы, оказывается щедро посыпанным терниями от конкурентов. То есть сам процесс обучения за счет авиакомпании очень даже и идет, вдобавок заказчик сам может формировать под свои нужды учебную программу. Тут, как говорится, что посеял, то и пожал. Вопрос в том, кто воспользуется урожаем.

Урожай пилотов.

Понятно, что, платя за обучение будущего пилота, авиакомпания обязует его некоторое время поработать на себя. Но, поскольку превращение пилотов в обельных холопов законодательством как-то не приветствуется, то срок их крепостичества ограничивается не слишком большим количеством урочных лет. За эти годы пилот полностью дозревает, и, на него, как на девку на выданье, начинают заглядываться рекрутеры других авиакомпаний.
Эти компании, в соответствии со своей «минималистической» концепцией ведения бизнеса, не пахали, не сеяли и в общем-то даже не жали, а потому не потратили на эти технологические процессы ни копейки. Теперь же, сложив эти копейки в длинные рубли, они начинают совращать с таким трудом доведенных до кондиции пилотов, обещая им золотые горы и даже полцарства в придачу. Что уж тут окажется сильнее, верность текущему сюзерену (феодальный правитель), обещающего в общем-то неплохие условия труда и обеспеченную старость, или совершенно захватывающие перспективы на стороне, зависит от конкретного пилота. Но ведь и они человеки, и у них бывают большая семья или маленькие, но дорогостоящие увлечения – а работа-то в общем та же. И немало тех, кто «голосует ногами»…

Привлечение пилотов.

В результате обучение пилотов, и так не являющееся самым выгодным вложением капитала, теряет еще больше. Поэтому количество «сознательных» компаний, занимающихся инвестициями в собственное будущее, невелико, а большинство или ждет манны небесной, или ворует манку у соседей.

Последний modus operandi, вполне соответствующий агрессивному ведению бизнеса low-cost авиакомпаниями, процветает, более того, и «классические» компании уже вовсю ведут борьбу за снижение расходов и передачу всего и вся на аутсорсинг. Это делает перспективу самостоятельной подготовки пилотов авиакомпаниями крайне сомнительной, а поскольку очевидно, что их скоро на всех не хватит, начинаются попытки раздобыть добавки. Но, конечно же, бесплатной!

Первый метод, уже с успехом примененный, заключается в увеличении предельного возраста пилотов. Одно такое изменение прошло, на очереди как будто новый подъем планки, хотя все в общем-то понимают, что эта мера не только не приведет к устранению проблемы, но даже и усугубит ее. Действительно, увеличивая срок службы большого количества старых пилотов, такие решения подготавливают не менее резкое падение их числа в будущем. Если бы повышение возраста шло бы одновременно с огромным набором новых курсантов в училищах, оно бы послужило «подушкой безопасности» до их полноценного ввода в строй, но на деле получается мыльный пузырь, и не удивительно: на подготовку пилотов нужны деньги, а продление срока службы имеющихся – бесплатное…

Второй метод заключается во все том же залезании в чужой карман, но на этот раз не к соседу по квартире, а к соседу по дому. Попросту говоря, предлагается отмена ограничений по найму иностранных пилотов, существовавших и существующих во многих странах с целью защиты внутреннего рынка рабочей силы. Но раз на рынке недостача товара, не открыть ли двери для импорта?
Пилоты-гастарбайтеры.

Возможно, что данная мера и даст возможность эксплуатировать «залежи» пилотов в странах, где еще недавно большая по численности авиация вдруг сколлапсировала и ее персонал остался не у дел, только таких «золотых жил» давно никто не видел. Зато ясно, что будет происходить переманивание пилотов из одних авиакомпаний в другие в государственных масштабах, и увеличению количества летчиков во всемирном масштабе это не поможет. Наоборот – это позволит богатым авиакомпаниям и далее не тратиться на подготовку нового летного состава, а бедные авиакомпании и без того не имеют на это средств. И когда начинают рассказывать, как хорошо будет можно нанять множество маленьких и исполнительных пилотов-вьетнамцев для полетов над российским просторами, возникает вопрос: а кто будет летать во Вьетнаме? Там что, не нужны пилоты? Или там находятся настолько крупные учебные центры, что и на экспорт хватает?
Делаем выводы.

Итак, очевидно, что ГА своими силами наладить подготовку пилотов не в состоянии, ибо это для нее слишком дорого, а результат, выдаваемый на рынок «независимыми» учебными центрами, их не устраивает по качеству. Экономическими методами проблема решена быть не может, поскольку любые дополнительные траты со стороны авиакомпаний ставят их в невыигрышное положение по сравнению с конкурентами. «Политические» методы лишь усугубляют проблему, но никоим образом не решают проблему.
И что, спад в авиации неизбежен?
Будущее пилотов.

Одна надежда – на технику и ее разработчиков. «Интеллект» самолетов неуклонно повышается, а требования к пилотам снижаются. Вспомните какой-нибудь Ту-104, который мог пилотировать только настоящий ас – и даже наличие таковых в кабине не спасало от летных происшествий и даже катастроф. Современный «Эрбас» или «Боинг» большую часть маршрутов летят под управлением самого себя, и только в наиболее ответственные моменты в контур управления вмешивается человек. Тут-то и случается большая часть летных происшествий, главной их причиной становится «человеческий фактор», и выходит, что пилот вообще (увы, ошибки свойственны и опытным летчикам) – основная угроза безопасности полетов. Раз так, пускай пилотированием самолета во время всего полета, от взлета до посадки, управляет автоматика, а люди выполняют при ней обязанности контролеров.

Разговоры о необходимости наличия на борту дополнительного дистанционного канала управления с земли уже идут (читайте «Второй пилот – лишний?»), как и о введении, по крайней мере для грузовых рейсов на небольшие расстояния, одночленных экипажей. Уже сейчас это технически возможно, завтра станет выгодно, и тут же будет принято как авиакомпаниями, так и пассажирами. А куда деваться: летать дорого никому не хочется (не выгодно), как и отказываться от полетов вообще…

И, глядишь, сбудется шуточное пророчество – в состав экипажа авиалайнеров будут включать человека и собаку, причем обязанности этих «пилотов» будут распределены следующим образом: человек будет кормить собаку, а та будет не допускать его к штурвалу. По крайней мере подготовку таких летчиков можно организовать в достаточных масштабах и за недорого, а новые самолеты, полностью отвечающие своему названию («летают сами») авиакомпании купят при очередном обновлении парка. И никакого кризиса!

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 20:45 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 11:14
Сообщения: 1928
Откуда: Киев
Интересная тема поднята... Когда первый раз я попал в Америку - был удивлен. У них был дефицит пилотов 25-40 лет. То есть там надвигался кризис в дальнемагистральной авиации, потому как средний возраст пилотов на дальнемагистральных самолетах приближается к 60. И когда все они массово уйдут на пенсию, авиакомпании ждет коллапс. У нас была сходная ситуация, но это имело причину: после развала СССР пилотов практически перестали готовить ввиду финансовых проблем. Система подготовки пилотов развалилась, училища стали готовить пилотов "теоретиков", которым в диплом записывали "прошел теоретический курс подготовки пилота. Мои сокурсники в 1995 году уже практически не могли отлетать программу виду отсутствия топлива и средств на летное обучение. Но в Америке причина была иная... :no:

_________________
Делай что должно и будь что будет...
the best safety device in any aircraft is a well trained pilot...


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 22:22 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
snikiforov писал(а):
после развала СССР пилотов практически перестали готовить ввиду финансовых проблем.

После развала Союза пилотов лишних было как у дурака махорки...И меножеры цедили сквозь зубы -"Что,не ндравится на "Ильюхе" с перегрузом в пятнашку летать в жару?Вали, на твоё место десяток за забором стоит".И пофиг всем было,что когда-то летать будет некому.Дак ведь и сейчас - охочекомонных на правую табуретку нашлёпали, а вот готовых командиров - иок.А все ж хотят готовеньких,с допусками в открытый космос без скафандра и к подбору площадок на обратной стороне Луны.

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 04 дек 2012, 23:43 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 11:14
Сообщения: 1928
Откуда: Киев
kurch писал(а):
После развала Союза пилотов лишних было как у дурака махорки...

Понятно, что вначале объемы резко упали и пилотов было с избытком. Но я говорил о причинах, которые привели к нехватке пилотов потом. Я рассматривал тренд. А поздняя нехватка случилась именно из-за того, что пилотов перестали готовить. Вот и вырабатываем ресурс тех кому сегодня уже под 50. А потом провал 15-20 лет. 30-тилетних практически нету...

_________________
Делай что должно и будь что будет...
the best safety device in any aircraft is a well trained pilot...


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 05 дек 2012, 09:13 
Не в сети
Посетитель
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 июн 2012, 13:34
Сообщения: 154
kurch писал(а):
А все ж хотят готовеньких,с допусками в открытый космос без скафандра и к подбору площадок на обратной стороне Луны.

Это красиво сказано:)


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 05 дек 2012, 10:14 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
ivanishyn писал(а):
Это красиво сказано:)

Сань,не мной.Я не помню,где подхватил это выражение.Но долгое время оно адресовалось к одному выдающемуся деятелЮ,Юзавшему " в порядке допуска" частные самолёты со скромной квалификационной отметкой"усi типи" и широко известному украинским частным пилотам.
А что касается
snikiforov писал(а):
30-тилетних практически нету...
то им взяться просто неоткуда.Они,конечно,берутся по чуть-чуть.Из сыновей тех самых 50 и за 50,летающих в уважаемых солидных авиакомпаниях,кто в состоянии не только оплатить этот самый "обязательный вступительный взнос"(СРL, МЕ,IR, 4 level) и главное,чётко знающие,куда устроят своего ребёнка со всеми этими папирами или бортпроводники,тратящие доступные им средства в надежде перебраться с кормы самолёта в нос. :wink: Образуется такая себе закрытая корпорация,"орден розенкрейцеров" с очень ограниченным внешним доступом.Парадоксальная ситуация - на теорию коммерческих пилотов садятся сотни человек,пилотских лицензий выданы тысячи, а выбирать не из кого.Но машина знай себе,крутится.Сейчас подумывают,как ещё раз денюжку снять - типа замена свидетельств на Джаровские.Бред сивой кобылы - на каком основании эти лицензии должны считаться Джаровскими?Только на том,что какие-то светлые головы самопровозгласили,что мы,дескать,признаём эти самые Джары (которые уже и в Европе кончились)? А вот при "конвертации" поводов "для вариантов" найдут,уж не сомневайтесь,достаточно почитать,как они это себе видят.

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 05 дек 2012, 10:49 
Не в сети
Частый гость
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 апр 2011, 18:44
Сообщения: 268
Откуда: Киев
Цитата:
Сань,не мной.Я не помню,где подхватил это выражение.


Чайка 90-х, приезжий герой
Цитата:
На какие виды прыжков допущен:
У меня есть допуск на все типы парашютной техники, прыжки с малой высоты, буксировка, показательная отцепка, испытательные, экспериментальные...
(из задних рядов - и допуск на выход в открытый космос без скафандра)


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 05 дек 2012, 11:46 
Не в сети
Продвинутый

Зарегистрирован: 11 окт 2011, 07:29
Сообщения: 824
Не могу не сказать спасибо, за интересный экскурс!


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Нет пилотов? Значит, они не нужны!
СообщениеДобавлено: 05 дек 2012, 12:22 
Не в сети
Знаток

Зарегистрирован: 26 апр 2011, 00:08
Сообщения: 1829
Откуда: Odessa, Ukraine
kurch писал(а):
snikiforov писал(а):
30-тилетних практически нету...
то им взяться просто неоткуда.Они,конечно,берутся по чуть-чуть.


Есть кому спасти человечество :)


Вложения:
КПЧП.jpg
КПЧП.jpg [ 90 КБ | Просмотров: 6269 ]
китай поможет.jpg
китай поможет.jpg [ 70.13 КБ | Просмотров: 6269 ]


Последний раз редактировалось S.Ryzhyy 05 дек 2012, 12:27, всего редактировалось 1 раз.
Вернуться к началу
  Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 21 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB