Форум Privat Aero
http://forum.privat.aero/

Отказ авиагоризонта
http://forum.privat.aero/viewtopic.php?f=15&t=884
Страница 1 из 3

Автор:  snikiforov [ 01 фев 2013, 22:19 ]
Заголовок сообщения:  Отказ авиагоризонта

Давно хотел поднять эту тему. Учитывая то, что советские авиагоризонты в основном имели электрический привод, а западные самолеты используют вакуум, очень важным моментом является проверка работоспособности вакуумной системы, а также своевременное определение отказа этой системы. Одной из версий катастрофы во Флориде была версия, что после отказа двигателя пилот не понял, что авиагоризонт тоже отказал и поэтому ввел самолет в штопор. Эта версия подчеркивает, насколько важно учитывать то, что авиагоризонт отказывает вместе с двигателем и следует пользоваться запасным электрическим (если таковой установлен) или использовать альтернативные источники для определения пространственного положения самолета. Ниже привожу два видео, в которых показано, как это происходит в реальной жизни. В обоих случаях отказ вакуумной системы, но приборы ведут себя по разному. То есть можно и не заметить, что авиагоризонт показывает неправильно. В облаках это очень опасно.

Автор:  pashtet [ 01 фев 2013, 22:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

Можно использовать трубку вентури. Там вакуум создается за счет потока воздуха.

Автор:  Moonshine [ 02 фев 2013, 01:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

только надежность у трубки вентури такая, что до установки вакуумных насосов никому и в голову не приходило по приборам летать.

К сожалению, вакуумные насосы отказывают. Бывает и так, что отказывает и основной и резервный (где есть). Ну и, разумеется, когда мотор не крутится, насос тоже не работает. Вполне могу себе представить как отказ гироприборов мог поучаствовать в катастрофе Бонанзы.

лирическое отступление:
Американская АОРА сделала много учебных фильмов по реальным событиям, один из них - как диспетчера заводили застрявшую над сплошной облачностью Муни на посадку. Пилот IFR уже много лет не летал, благо один из диспетчеров так же был CFII - приборным инструктором. У Муни закончилось топливо (мужик над облаками долго метался, пытался дырку найти. Дело-то в горах было, просто так лезть никому не хочется), мотор соответственно стал - но дисп пилота предупредил, что мотор стал - гироприборам не верь. Суть сказки в двух словах, вывели и приземлили пилота, все хорошо закончилось.

Автор:  S.Ryzhyy [ 02 фев 2013, 16:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

Moonshine писал(а):
К сожалению, вакуумные насосы отказывают. Бывает и так, что отказывает и основной и резервный (где есть). Ну и, разумеется, когда мотор не крутится, насос тоже не работает.

А вакуум на поршневых самолётах разве не от впускного коллектора берётся?

Автор:  @rus [ 02 фев 2013, 16:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

S.Ryzhyy писал(а):
Moonshine писал(а):
К сожалению, вакуумные насосы отказывают. Бывает и так, что отказывает и основной и резервный (где есть). Ну и, разумеется, когда мотор не крутится, насос тоже не работает.

А вакуум на поршневых самолётах разве не от впускного коллектора берётся?


вакуумный насос с отдельным приводом

типа такого

Изображение

Автор:  S.Ryzhyy [ 02 фев 2013, 16:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

Я не думаю что на 2-х или 4-х местном самолёте нужен вакуумный насос. Достаточно вакуума и от двигателя. Что скажут владельцы Цессн? Как у них?

Автор:  Серый [ 02 фев 2013, 16:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

snikiforov писал(а):
Давно хотел поднять эту тему. Учитывая то, что советские авиагоризонты в основном имели электрический привод, а западные самолеты используют вакуум, очень важным моментом является проверка работоспособности вакуумной системы, а также своевременное определение отказа этой системы

.. кстати, поскольку на подходе вот вот новые т.н. «слайдинг-гороскопы», лазерные начнут очень быстро устаревать.. не говоря уже про наши.. ;) так что мы наверное последние, кто будет еще объяснять про «процессию» и ошибки (хотя есть еще, те, кто помнят арретируемые гироскопы.. (тапа, как уже многие спрашивают, почему кнопка «сохранить» в виде черного квадратика.. ;) как по мне – с авиагоризонтом нужно очень подружиться – что бы в него поверить, нужно знать как он устроен и работает.. электрический при отказе «выбрасывает флаг», а вот вакуумный может действительно здорово подколоть.. буржуи рекомендуют постоянно делать т.н. «обратный V-чек»: Указатель Разворота- Авиагоризонт-Вариометр – поскольку каждый из них «питается» от разных источников, очень легко определить отказ какого либо одного.. но кроме отказа питания все они имеют Прецессионные Ошибки - при резких разворотах и изменениях Скорости, Скольжении.. (поэтому все нужно делать плавно) - но ошибки эти как правило небольшие, и самоисправляются встроенным «самоориентирующимся механизмом» (который возвращает ось вертикально – на большинстве он «запитан» на гравитацию земли, так что требуется некоторые время лететь прямо и без перегрузок).. а вообще всех учат выполнять какой либо маневр по авиагоризонту, а контролировать по остальным приборам.. постоянно контролировать.. ;)

Автор:  yuriydnepr [ 02 фев 2013, 18:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

S.Ryzhyy писал(а):
Что скажут владельцы Цессн? Как у них?

Вакуумный насос стоит штатно и приводит в действие авиагоризонт и гирокомпас.

Автор:  S.Ryzhyy [ 02 фев 2013, 19:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

yuriydnepr писал(а):
S.Ryzhyy писал(а):
Что скажут владельцы Цессн? Как у них?

Вакуумный насос стоит штатно и приводит в действие авиагоризонт и гирокомпас.

Понятно. Крайне не надёжное решение. Думал, за счёт вакуума от двигателя, облегчают конструкцию в сравнении с электрическим.
А так, электрический надёжней. После остановки двигателя - есть время до разрядки АКБ.
А вообще пора на электронные гироскопы переходить. Могут работать на встроенном источнике питания, практически невесомы и малогабаритны.

Типа этого: http://www.sovtest.ru/ru/publication/so ... -akselerom

Автор:  yuriydnepr [ 02 фев 2013, 20:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Отказ авиагоризонта

S.Ryzhyy писал(а):
А так, электрический надёжней. После остановки двигателя - есть время до разрядки АКБ.
А вообще пора на электронные гироскопы переходить. Могут работать на встроенном источнике питания, практически невесомы и малогабаритны

Вакуумный легче и дешевле электрического, особенно если смотреть с точки зрения технологий 60-ых годов.
Современный электрический раз в пять дороже вакуумного, содержит в себе аккумулятор, от которого продолжает работать при полном отказе бортовой сети и является оптимальным вариантом дублирующего гироскопа к вакуумному.
Ну, а за электронными будущее, конечно.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/