12 апрели в Державиаслужбе состоялся круглый стол по проблемам аматорского авиастроения, где я принимал участие. По этому поводу на Укравиафоруме недавно появился гнойный пост Хазана, чем он испачкал весьма неплохую ветку. Мне долго не удавалось изложить свою точку зрения на это событие, ввиду занятости.
Итак, вот как я это увидел:
Совещание вел начальник отдела сертификации ВС Гайденко, который сейчас, как я понимаю, исполняет обязанности директора департамента ЛГ.
Гайденко сказал, что процедуры выдачи документов ЛГ для самодельных ВС не до конца решены в Державиаслужбе и высказал предложение привлечь для этого какую либо общественную организацию.
После него выступил Гнащук и предложил взять за основу процедуры применяемые в США в этом случае, как самые прогрессивные.
Затем взял слово Хазан и довольно долго рассказыва какое это серьезное дело, постройка самодельного ВС. Интересно, откуда он это знает, не построивши не одного ЛА? Затем он выдал гениальную идею (от слова Гена
) привлечь для технической экспертизы самодельных ВС ни много не мало, а целый НИИ Технологии летных испытаний и показал на рядом с ним сидящего человека, как представителя это заведения, пилота-испытателя. На уточняющий вопрос Гайденко "А что это такое?", представитель ответил "Да мы уже с вами сотрудничали..." и продолжил тему Хазана, зачем то рассказав, как отдыхая на пляже в Феодосии, наблюдал сцену пытающейся зарыться в песок психованной дамочки, вопящей "Я не хочу, что бы он на меня упал!", при виде пролетающего над ними реактивного истребителя. При этом добавил, что самодельные ВС тоже не должны падать на головы подобных женщин, поэтому к их испытаниям нужно подходить очень серьезно.
Затем пришла очередь моего выступления, где я сказал, что категорически против технической экспертизы самодельного ВС. Так как я имею достаточным опыт создания ВС различных конструкций, начиная с конца 70-х годов прошлого века, я понимаю, что полноценная техническая экспертиза называется "Сертификация типа ВС". Всякий процесс, что не включает в себя все этапы сертификации, не гарантирует безопасной эксплуатации ВС. Например можно очень хорошо определить нагрузки на крыло и провести его статиспытания, но фюзеляжные узлы крепления могут не выдержать полетной нагрузки. С другой стороны, самодельное ВС не будет возить пассажиров и грузы, его безопасность это дело самого создателя и сертификация ему конечно не нужна. В США отсутствует всякая техническая экспертиза экспериментального ВС, а единственными "экзаменами" для него, являются летные испытания в ограниченном объеме пространства, в течении 25 летных часов, если на нем установлен авиационный двигатель, и 40 часов, если стоит не авиационный двигатель. Испытывает его сам создатель, сам при этом и рискуя своей жизнью. Предложив использовать подобную процедуру, я добавил, что полезным будет использовать при этом GPS логгеры, которые используются для навигационных соревнований. Они пишут трек полета ВС, а так же его высоту и скорость с шагом 1 секунда и сами размером со спичечную коробку. После того как ВС отлетало положенные часы в районе аэродрома, с него снимаются всякие ограничения по перемещения в воздушном пространстве.
Я так же добавил, что цель этого круглого стола сделать процедуру легализации самодельного ВС доступной для его создателя, иначе ничего не изменится - так и будут летать в полях. Я спросил представителя так называемого НИИ, собираются ли они делать тех. экспертизы для самодельщиков бесплатно, на что он опять начал рассказывать как это все серьезно. Неоднократные мои просьбы ответить "Да" или "Нет" не привели ни к какому результату, а лишь к истерике Хазана, требующего от Гайденко остановить меня.
Еще было выступление начальника отдела сертификации несложных ЛА Бакаева, где он рассказал о некоторых случаях общения с самодельщиками и трудностями которые он видит на пути легализации самодельных ВС. Он упомянул, что при недавнем переоформлении самолета Аэропракт-32 с одного владельца на другого, была задекларирована разборка самолета, с последующей сборкой, а этого якобы не делалось. Я сказал, что сомневающиеся в моей способности разобрать и собрать самолет Аэропракт, приглашаются в Наливайковку для демонстрации этого процесса, тем самым вызвав вторую истерику Хазана. Так же, Бакаев упомянул, как отрицательный пример, установку мотора М-332 на Цессну-172 из Мелитополя, на что Хазан начал его убеждать, как это хорошо.
Еще была очень разумная реплика одного присутствующего на совещании самодельщика, сказавшего, что на протяжении всех лет независимости Украины не было ни одного случая, когда самодельной ВС нанесло какой либо вред третьим лицам. Поэтому нет причин придумывать какие то сложные процедуры. И с ним я полностью согласен.
Выслушав всех, Гайденко пообещал донести наши предложения до начальства и закрыл собрание.
Вот вроде бы и все, но теперь самое интересное:
Что такое НИИ Технологий летных испытаний? Если вы вздумаете найти какую либо информацию об этом заведении используя интернет, то вас ждет разочарование. В данный момент, поиск приводит к упоминанию этой организации только из уст Хазана. Странно, но сразу после этого собрания, я нашел в интернете, что Общество с Ограниченной Ответственностью "НИИ Технологии летных испытаний" зарегистрировано в одной из деревень Хмельницкой области. Директором там числится друг Хазана Оласюк И.У., что под ником "Ульяныч" на Укравиафоруме. Однако информация после этого об этой конторе "Рога и Копыта" бесследно исчезла. Я навел справки об этой "фирме" у одного моего знакомого пилота-испытателя, что работал в Кировском, и мои предположения подтвердились. С его слов, создание этого предприятия преследовало благую цель дать заработать военным пилотам-испытателям на гражданских программах. Как по мне, идея несколько наивная. О какой либо деятельности этой "фирмы" никому и ничего не известно.
Вот и выходит, что Хазан и его знакомый пытаются развести самодельщиков на деньги, прикрываясь громкой вывеской.
Ну чем ни товарищ Бендер с Шурой Балагановым из Золотого Теленка?