Ну что, друзья авиаторы, на этот раз у нас хотят отнять возможность совершать взлеты и посадки вне сертифицированных аэродромов.
С середины прошлого года, в проекте
Правил надання дозволів на виконання польотів повітряних суден у повітряному просторі України были вставлены два совершенно не касающихся назначения Правил пункта, которые выглядят следующим образом:
9.4. Польоти літаків авіації загального призначення виконуються на сертифіковані аеродроми та ЗПМ, які мають відповідне посвідчення.
9.5 Польоти вертольотів авіації загального призначення виконуються на сертифіковані аеродроми, вертодроми та ЗПМ, які мають відповідне посвідчення, або на окремі земельні ділянки (споруди) за погодженням з власником (орендарем) земельної ділянки. Сам текст проекта Правил, который был обновлен 24.01.19., можно посмотреть
здесь. Странно, что ограничение пункта 9.4 касаются только самолетов, но не касаются остальных видов ВС, таких как планер, автожир, мотодельтаплан, мотопараплан, воздушный шар и т.д. Так же этот пункт противоречит правилам по допуску ЗПМ, где предусмотренна эксплуатация тимчасових ЗПМ, у которых нет никакого свидетельства. Что касается пункта 9.5, который позволяет выполнять полеты вертолетам вне сертифицированных аэродромах, то в умах наших чиновников погодження з власником (орендарем) земельної ділянки вполне может выглядеть как нотариально заверенное заявление власника, с предоставлением нотариально заверенных документов на землю, для каждого случая посадки.
По моему мнению, это существенно ущемляет свободу частного пилота. В большинстве стран, где развита частная авиация, такие жесткие требования не применяются.
В частности в Польше, полеты ультралайтов могут выполнятся с любого поля. Как пример, площадка Затор под Краковым, где расположено польское отделение Аэропракта. ВС большего веса могут совершать до 14 полетов в год с одного и того же поля. Законодательство Польши предусматривает возможность регистрации ЗПМ, с которых могут выполняться пассажирские перевозки ВС вместимостью до 10 пассажиров, путем декларирования соответствия требованиям к таким ЗПМ, то есть не встречаясь с чиновниками.
В Великобритании позволяется эксплуатировать как аэродром любое поле не больше 28 дней в году. Если же владелец поля хочет его превратить в несертифицированный аэродром для использования в некоммерческих целях, ему всего лишь необходимо получить на это согласие местных властей. При этом, в Великобритании разрешается проводить летное обучение на несертифицированных аэродромах.
В Австралии и США пошли даже дальше: на несертифицированных аэродромах возможны пассажирские перевозки по расписанию ВС до 9 пассажиров и чартеры до 30 пассажиров.
Я не вижу не одной причины для ущемления нашей свободы. В диалоге с нашими чиновниками выслушиваются фразы типа "Мы не позволим всем подряд летать там где они захотят!". Так же, говорится о борьбе с нелегалами, которые, по моему мнению, даже не услышат об этих ужесточениях порядка, в случае их введения в действие.
Я вижу только одно объяснение такой политики чиновников: если мы все летаем с сертифицированных аэродромов, на которых необходимо выполнять все писанные, а особенно не писанные нигде требования, по капризу чиновника, мы становимся ласковыми и пушистыми и с нами становится очень комфорно разговаривать с высоты башни Державиаслужбы.