Форум Privat Aero

Сообщество людей, увлеченных авиацией
planes
Текущее время: 16 апр 2024, 15:08

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 13:35 
Не в сети
Аналитик

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 16:42
Сообщения: 2051
Откуда: Днепропетровск
kurch писал(а):
Но он гигроскопичен - вот в чём ещё одна проблема.

Не то чтобы проблема, просто особенность - в журнале "За рулём" , помнится, рекомендовали зимой добавлять спирт в бензобак, дабы исключить возможность образования ледяных пробок в бензосистеме.
Фактически, при заправке самолёта обычным автобензином при сливе отстоя вы не увидите воды, хотя из-за суточного перепада температур конденсат в баках образуется неизбежно и вода там точно есть - она растворяется/связывается имеющимся спиртом. Т.е. до определённых пределов наличие спирта в бензине способствует тому, что в бензосистему не попадёт вода в чистом виде - а это повышает безопасность полётов, особенно при околонулевых температурах.

_________________
Юрий Клёмин


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 13:53 
Не в сети
Заглянувший

Зарегистрирован: 14 авг 2012, 09:04
Сообщения: 36
Откуда: Донецк Украина
гигроскопичность - это баг и фича одновременно.

с одной стороны, спиртобензиновая смесь может удерживать в себе некоторое количество воды, равномерно распределенное по объему, то есть вода в "осадок" не выпадает.
значит, не будет ледяных пробок, коррозии днища бака и других прелестей, связанных с водой в баке.
это очень хорошо для автомобилей (есть даже народный метод избавления от воды в баке осенью - залить туда пару стаканов спирта), но в авиации принято постоянно сливать отстой, так что это положительное качество не столь заметно.

с другой стороны, как только количество воды превысит пороговое значение, смесь расслоится на бензин (сверху) и воду+спирт (снизу).

чем меньше спирта в смеси и чем ниже температура - тем меньше это значение.
для бензинов Е5...Е10, да еще и в морозы - это менее одного процента воды.

расслоение смеси чревато:

1. при работающем моторе если вместо спиртобензина станет поступать только спирт (забор топлива снизу бака), нужно будет очень быстро обогатить смесь раза в полтора, иначе двигатель заглохнет.

2. при расслоении на стоянке (заправились по теплу, ночью похолодало, порог превышен - расслоение) есть шанс не завести двигатель вообще.
кроме п.1 (забор снизу только спирта, требуется обогащение в полтора раза) если на улице +10...+15 или ниже, двигатель на чистом спирте не заведете ни при каком обогащении вообще. при низких температурах спирт испаряется очень плохо и вы никак не сможете получить нужную концентрацию его паров для поджига смеси.

для смешивания с бензинами у нас (и везде, кроме Бразилии) применяется обезвоженный, абсолютированный спирт 99,8% крепости, позволяющий в идеале избежать проблем с расслоением, но бывает, что в емкостях нефтебаз или заправок остается на дне "подтоварная вода", которая смешивается с топливом и по теплу проблем не вызывает, но с первыми морозами приходит и северный пушной зверек.
также отдельные заправки иногда специально льют воду в спиртобензины, как правило по жаре, это очень выгодно - чик, и 1-2 процента от выручки в карман. как и с подтоварной водичкой, песец приходит с похолоданием, а в нашем случаем с полетами на высоте например.

так что нужно либо четко контролировать наличие спирта и убирать его если нет вариантов купить не-спирто-бензин, либо например перейти на чистый спирт.
он сейчас в свободной продаже, цены в опте порядка 8 грн литр, высокое октановое число (по разным источникам ОЧМ = 100, ОЧИ = 105, ROn=108.6 MON=89.7 AKI=99.15), полное отсутствие нагара в камере сгорания, заметно меньшая температура выхлопа, и никаких проблем с водой и расслоением.


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 20:32 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
yuriydnepr писал(а):
она растворяется/связывается имеющимся спиртом. Т.е. до определённых пределов наличие спирта в бензине способствует тому, что в бензосистему не попадёт вода в чистом виде - а это повышает безопасность полётов, особенно при околонулевых температурах.

:o :ROFL: Она,батенька,не только связывается, она ещё и начинает экстрагироваться этим самым спиртом из атмосферного воздуха, сиречь кол-во воды в смеси - суть величина непостоянная,а имеющая тенденцию к постоянному увеличению.Т.е. такой бензин хранить при контакте с атмосферным воздухом и высокой влажности - :crazy:

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 21:41 
Не в сети
Заглянувший

Зарегистрирован: 14 авг 2012, 09:04
Сообщения: 36
Откуда: Донецк Украина
да, хранить только в закрытой таре.


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 22:31 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
Obormot писал(а):
да, хранить только в закрытой таре.

Как мы знаем :wink: ,самолётные топливные баки имеют систему дренирования,сообщающую баки с окружающей атмосферой во избежание разности давлений в баке и окружающем воздушном пространстве :pardon: .При не до конца заполненных топливных баках имеем надтопливную воздушную полость,сообщающуюся напрямую с атмосферой :O:

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 28 авг 2012, 22:36 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
Obormot писал(а):
с одной стороны, спиртобензиновая смесь может удерживать в себе некоторое количество воды, равномерно распределенное по объему, то есть вода в "осадок" не выпадает. значит, не будет ледяных пробок, коррозии днища бака и других прелестей, связанных с водой в баке.

Кстати, кристаллизацию при этом никто не отменял.При отрицательных температурах будем иметь мелкодисперсное кристаллообразование - фильтра забьёт,но не сразу :P ,а отлетевши от аэродрома подальше :pleasantry: .

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 29 авг 2012, 09:11 
Не в сети
Заглянувший

Зарегистрирован: 14 авг 2012, 09:04
Сообщения: 36
Откуда: Донецк Украина
не так уж и много воздуха попадает в топливные баки через дренаж.
сквозняка ведь нет.
к тому же бензин испаряясь, создает некое избыточное давление в баке, дополнительно снижая количество попадаемого туда воздуха.

кристаллизации как раз не будет.

кристаллизация воды в бензине или керосине происходит потому, что это не раствор, а дисперсия. эти жидкости не смешиваются, микроскопические капельки воды плавают в толще топлива, а в мороз они превращаются в кристаллы льда и забивают фильтр, накапливаются в "узких местах" типа жиклеров или сеточек, налипают на более холодные металлические поверхности.

в случае со спиртом это раствор, и замерзает он весь, а не вода отдельно и спирт отдельно.
смесь спирт-вода не разделяется замораживанием.
температура замерзания раствора зависит от концентрации воды в спирте, чем больше воды - тем ближе к нулю температура замерзания.
водку в морозильник ставили? вооот. а воды там целых 60%. никакой кристаллизации.

более того, уже замерзший кристалл льда, попадая в спирт, растворяется даже в сильный мороз.
пример - зимняя жидкость для омывателя (спирт + вода), растворяющая лед со стекла, ну или размораживатель замков (чистый спирт).


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 29 авг 2012, 09:47 
Не в сети
R.I.P.

Зарегистрирован: 19 апр 2011, 17:14
Сообщения: 1135
Obormot писал(а):
не так уж и много воздуха попадает в топливные баки через дренаж.

А "так уж" или не "так уж" - это сколько? По крайней мере вполне достаточно для того,чтобы и в обычном бензине плескался водяной конденсат.Спирт же, имеющийся в бензине будет эту самую воду из воздуха извлекать.Так что я бы не стал недооценивать процесс.Опять же,насколько я помню,до определённой концентрации воды идёт процесс образования гидрата спирта, имеем дело уже не совсем со смесью,что и доказывается неотделимостью воды вымораживанием,т.к. в обычных смесях,как мы помним,каждое из веществ сохраняет свои физико-химические свойства, а в нашем случае смесь разделяется одним физическим методом, но не разделяется другим.Далее при увеличении массового содержания воды (перенасыщения) происходит качественное изменение - сепарация воды,хотя по сути мы имеем дело со смесью воды и гидрата спирта.Поправьте, если я не прав в рассуждениях.
А по поводу - много или не много - уже не один ставил на себе эксперимент - оставлял полузаправленный самолёт на стоянку на несколько месяцев,потом приходил,запускал и агэй - в хмары.И зачастую этот агэй сопровождался некоторыми э-э... проблеммами в работе СУ.При выяснении причин - топливо сильно изменяло свою кондицию.Особенно это характерно для бензинов,модифицированных МТБЭ.Попробуем мысленно промоделировать ситуацию для спиртосодержащих бензинов?Здесь ведь побочно возникает такой момент - при нашей культуре транспортировки,хранения и контроля качества бензина никто вам точную цифру содержания спирта не назовёт.И если для автомобильной техники это не настолько смертельно,то для авиационной...Далее -встречал следующие цифры - 96% спирт смешивается с бензином,93% - нет.Т.е. из атмосферы насосало влаги - смесь разделилась,при этом октановое число бензиновой составляющей значительно уменьшилось,а сжигание в камере сгорания спиртовой фракции потребует изменения качества смеси,причём,подозреваю,в диапазоне за пределами доступных из кабины регулировок. И процесс этот в баке не проконтролировать ну ничем.

_________________
"Fliegen heißt landen"- "летать - значит приземляться"
"Чтобы небо любить,чтобы лётчиком стать,надо меньше звиздеть а побольше летать"


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 29 авг 2012, 11:15 
Не в сети
Заглянувший

Зарегистрирован: 14 авг 2012, 09:04
Сообщения: 36
Откуда: Донецк Украина
можно посчитать.

например, емкость бака 40 литров.
допустим, топлива в нем 20 литров.
предположим, испаряется топливо плохо, а расходуется интенсивно, то есть вентиляция работает не на стравливание избыточного давления из бака, а на всасывание воздуха из атмосферы взамен израсходованного топлива. то есть в бак попало 20 литров воздуха.

при температуре +20С в 1 м3 воздуха может быть 17,3 грамм воды - это абсолютный максимум.
в 20 литрах воздуха - 0,346 грамма воды.
для 20 литров топлива это концентрация 0,00173 % по объему.
напомню - это при абсолютной 100% влажности воздуха.

такая концентрация при такой температуре расслоения не вызовет, причем есть очень приличный запас.

можно посмотреть температурные графики - при падении температуры с одной стороны падает запас на расслоение по % воды в топливе, с другой стороны - падает и содержание этой воды в воздухе.

расслоение из-за натянутой из воздуха влаги может быть вызвана, если в бак попал горячий воздух с большим содержанием влаги, а потом температура резко упала, градусов на 30. и то по-моему будет запас.


Вернуться к началу
  Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Биоэтанол может создать колоссальную проблему для АОН
СообщениеДобавлено: 29 авг 2012, 11:24 
Не в сети
Заглянувший

Зарегистрирован: 14 авг 2012, 09:04
Сообщения: 36
Откуда: Донецк Украина
добавлю. почему же тогда вода скапливается на дне баков в очень приличных количествах, если в воздухе ее так мало?

потому, что после множества заправок (наполнения-опустошения бака) вода, попадающая в бак с топливом или из воздуха, накапливается внизу, а не выводится наружу. и когда ее становится достаточно много, чтоб ее хватанул топливозаборник - наступает песец. если помножить количество заправок на миллиграммы влаги в кажодй конкретной заправке - получаем искомую лужицу.

в случае со спиртом вода будет поступать и убираться из бака постоянно и синхронно, то есть накапливаться там она не будет.

PS все преимущества касаются либо чистого спирта, либо смесей с большим содержанием спирта, типа Е85 или уже производящегося в Украине Е40.

повторюсь, для бензинов Е5...Е10 запас по воде на расслоение очень мал, в их случае гигроскопичность имхо создает больше проблем, чем преимуществ.


Вернуться к началу
  Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 44 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB