По моему мнению, Сергей, есть два пути удешевления обучения у нас. Первый, это упрощение сертификации авиационных учебных заведений и внутренних процедур связанных с обучением. Что бы сейчас сертифицировать учебное заведение только для обучения на PPL, сверхлегких ВС, планеров и шаров, нужно разработать (и утвердить) программы теоретического и летного обучения, список экзаменационных вопросов, структуру учебного заведения, руководство по летному обучению, доказать свою финансовую состоятельность, иметь сертификат на техобслуживание ВС и соответственно штат для всего этого с нужными лицензиями и т.д.. После подачи заявки на сертификацию, по существующим правилам, на подготовку акта с "пожеланиями" Державиаслужбе дается аж ДВА месяца. После удовлетворения "пожеланий" (тоже займет наверняка месяц) они соизволят выслать к заявителю комиссию, время работы которой не ограничено. Она будет проверять все вышесказанное и, зачем то, аэродром (ЗПМ), авиационную безопасность и даже техническое состояние ВС задействованных в обучении, по сути дублируя действия департаментов аэродромов, АБ и летной годности Державиаслужбы. После этой канители (не забывать, что желудки у работников будущего учебного заведения работают и деньги платить уже кое какие нужно) учебное заведение получает желанный сертификат, но первый раз всего лишь НА ГОД, а потом уже могут дать на более длительный период, но НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ТРИ ГОДА! Почему? Чиновники плохо все проверили и что то может вылезти в течении года? Так чем они занимались несколько месяцев!? Для продолжения сертификата нужно подавать заявку минимум за ТРИ! месяца до окончания действия сертификата. При продлении обычно предъявляют незаконные требования, а "не хочешь выполнять, не подпишем". По сути, даже если учебное заведение не нарушает НИЧЕГО, его через год лишают сертификата. Этакая презумпция виновности. Но это еще не все: по правилам, Державиаслужба должна контролировать учебное заведение не реже чем ОДИН РАЗ В ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ! И это при том, что имеет право остановить сертификат В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ, если ей покажется что то не так. Я не говорю уже о куче документации которую необходимо вести персоналу и сохранять ее ПЯТЬ лет. Форма документации, впрочем даже летной книжки, не определена и завтра могут сказать, что она теперь не правильная и "стоп машина". А еще нужно заключить договора на метео и мед обслуживание. Так когда же заниматься обучением? И как все это может быть дешевле? Для сравнения по JAR-FCL, учебное заведение для подготовки кандидатов на PPL регистрируется БЕЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОБРАБОТКИ. Все что для этого нужно, это заполнить один бланк А4 с информацией об ответственном лице, аэродроме, адресе, инструкторах и ВС. ВСЕ! Это даже может быть не юридическое лицо, а просто собрание людей и техники. В Германии, со слов Виктора, который два года назад первым прилетел в нашу страну без лидировщика, теоретическое обучение можешь проходить самостоятельно. Иногда, в аэроклубах, студенты объединяются в группы для коллективного обучения. При летном обучении, единственная документация, которая ведется инструктором, это бумажная ведомость куда он записывает сколько времени и посадок потребовалось ученику на освоение упражнений стандартной для всех программы (подробно описана в JAR-FCL). Хранится эта ведомость до приезда летного экзаменатора и предназначена только для него. Кстати, до приезда экзаменатора его имя не известно кандидату, а имя кандидата - экзаменатору. Сдал экзамен - получи здесь же временное пилотское и летай. Самолеты обслуживаются в сервисных центрах и это не вопрос учебного процесса. Есть разница? По моему мнению, себестоимость самого летного часа гораздо ниже чем у нас сейчас в летных школах. Просто в цену этого часа заложен весь этот геморрой перемешанный с коррупцией. Поэтому упрощение формальностей, а самое главное отказ от ограниченного по времени сертификата, это путь к снижению стоимости обучения.
Второй путь снижения, это создание конкурентной среды между учебными заведениями. В настоящий момент, этот бизнес или мало рентабельный, или вообще убыточный, если выполнять все эти дурацкие требования. Поэтому и мало желающих им заниматься. Если сделать требования ХОТЯ БЫ ПРОЗРАЧНЫМИ и ПОСТОЯННЫМИ (пусть они будут и не простыми), станет проще, количество школ увеличится, а значит понизится стоимость обучения.
|