Спасибо за поучительное видео, Сергей. Поскольку у меня последнее время учащаются случаи развития прогрессирующего козления, хотелось бы детальнее обсудить ошибки пилота на видео. Мой вариант, из собственного опыта и после прочтения Википедии и Ершова:
1) начиная с какого-то момента, выход из прогрессирующего козления без тормозного парашюта или форсажа невозможен, это на видео где-то рано, я думаю после 0:35. После этого искать ошибки пилота не приходится.
2) на глиссаде до 0:24 все выглядит идеально. Погода отличная, снижение установившееся и в точку, здесь пока ошибок не видно. Не знаю какая там была скорость, но наверное была правильной. Все решилось за следующие 11 секунд.
3) ошибка 1: начиная с 0:24 слишком вялое выравнивание. Либо надо было выравнивать энергичнее, либо (лучше) начинать раньше. Но тогда есть опасность слишком высокого выравнивания. Пока все еще не фатально.
4) 0:27 ошибка 2: до пилота дошло, что выравнивание было слишком вялое, стало быть, штурвал слишком резко на себя, чем допустил взмывание. Но и такое бывает, пока что все более-менее в норме.
5) 0:28 ошибка 3, решающая: Вот здесь курсант допустил повторное снижение. Инструктор кстати точно в нужный момент сказал "задержи штурвал". Наверное, курсант таки чуть отдал штурвал, не успел мгновенно осознать сказанное инструктором. Здесь задача пилота лететь горизонтально, не допустить снижения до заметного поднятия носа вместе с передним шасси. Часто, по мере снижения скорости, бывает надо и немножко еще добрать штурвал. Главное - прекратить снижение, лететь пока в горизонте. Мы же наблюдаем через 4 секунды в 0:32 касание полосы передней стойкой, та пружинит, угол атаки увеличивается и самолет снова взмывает. Возможно, курсант здесь и не вмешивался в происходящее, а может быть невольно помогал раскачке по тангажу рулем высоты...
6) 0:33 ошибка 4: после второго взмывания надо было ставить взлетный и уходить на второй круг. Здесь еще вполне можно. Инструктор все кричит "задержи штурвал"... не знаю, можно ли из такого положения еще благополучно приземлиться.
7) 0:35 ошибка 5. Снова касание и опять взмывание. Последний шанс уйти на второй круг.
0:38 следующий высокий козел, здесь самолет потерял уже слишком много скорости. Это МиГ-29 может сейчас включить форсаж и уйти ракетой в небо, а нам остается только ждать, выдержит ли передняя стойка. У меня пока выдерживала, прогрессирующее козление вдруг прекращается. Еще была мысль, что если при развитии прогрессирующего козла быстро убрать закрылки.
Мы, пилоты, платим "козлами" за преимущества велосипедной схемы шасси. На самолете с хвостовым колесом развитие "козла" невозможно, там не пружинит передняя стойка, потому что ее нет. И не всегда в козлении виноват пилот, иногда полоса настолько неровная, что касание передней стойкой просто неизбежно. Потому на заре авиации самолеты были с хвостовым колесом, а когда появились ровные аэродромы, конструкторы придумали более комфортную в этих условиях велосипедную схему.