..Я очень много времени провел в тренажере после этой катастрофы. Я знал, что одну вакуум-помпу удалось извлечь, и что она была работоспособной до удара о землю. Но я все же я решил воспроизвести похожий полет с учетом отказа обеих вакуумных насосов. Основной Авиагоризонт, который находится строго передо мной – так же запитан и на автопилот. Следовательно, скорее всего именно он послужил первым звеном этой катастрофы, в отличие от Авиагоризонта справа, который никак не связан с автопилотом. При внезапном отключении помпы первая реакция Авиагоризонта – ошибка по Тангажу – он начинает «заваливаться вниз». Естественно, что абсолютно рабочий автопилот тут же начнет исправлять эту ошибку. Самолет резко дернулся. Я отключил автопилот. В этот момент я посмотрел на правый – он выглядел вполне рабочим – необремененный механизмом автопилота он «уходил вниз» намного медленнее. Но я знал, что мой Авиагоризонт врет, знал, что врет и второй, но ведь вариант, что бы оба одновременно отказали – это большая редкость.. и я бы спокойно доверился второму и держал самолет по правому – я его очень хорошо видел и читал.
Вложение:
888.JPG [ 61.81 КБ | Просмотров: 16715 ]
Следующее, что я увидел – стрелка вариометра ушла резко вниз, и останавливаться не собиралась… вот оно!.... в этот момент можно было верить только Указателю Разворота, работающему от электрики. Тренажер, на котором я сейчас летел – действительно находился в глубоком снижении по Спирали, и, как известно, единственное, что меня сейчас могло спасти: - полностью убрать Тягу, - выпустить шасси, - выровнять крылья горизонтально и дать самолету самому выйти из Спирали... Скорость уже была за красной отметкой, так что вопрос о прочности так же всплыл на поверхность.. но с ним уже ничего не поделаешь.. только ждать... С самого начала (16,000 футов) и до самого конца прошло порядка 40 сек.. Легко установить, что вертикальная скорость была порядка 24,000 футов/мин (120 м/с, почти 450 км/ч) – возможно звучит фантастически, но в Спирали это далеко не предел...
Сложно было найти более подготовленного пилота для 340, чем Джим, но эта катастрофа достаточно доходчиво показала, что даже самые лучшие пилоты иногда не готовы справится с вызовами, уготовленными им Судьбой...
Сделал ли кто-либо из нас какие-то уроки из происшедшего? Не знаю.. я почти уверен, что при отказе помпы своего Авиагоризонта – я тут же смогу это определить по общей картине приборов, и по правому без проблем смогу выйти из этой, достаточно сложной ситуации до того, как она перерастет в катастрофическую... Возможно, все дело было в трудном дне, в усталости, скопившейся к вечеру, но ведь все это, действительно – т.н.
стандартные процедуры.. Именно ради этого мы и потратили столько денег на двухмоторный.. Что бы иметь дополнительный запас по Безопасности!! Ведь именно поэтому он и спрашивал меня про полет на «Mooney» ночью, ведь именно в этом-то и заключается преимущество двухмоторных.. как же так? за секунды свести все это преимущество на ноль...