Как многие из вас знают, 29.10.15 в Державиаслужбе было проведено совещание по вопросам внедрения законодательства ЕС в части АОН. В опубликованном на сайте ДАС протоколе
http://avia.gov.ua/uploads/documents/10503.pdf сказано:
"Решили: Директору департамента летной годности Бильчуку А.В. ... подготовить проект решения по поводу возможности эксплуатации ВС АОН без ограничения межремонтных сроков службы двигателя и винта и опубликовать этот проект на сайте ДАС для обсуждения"За два месяца до этого, на заседании Рады организации "АОПА Украины" мы обсуждали эту проблему и решили изучить возможность решить её. Внимательно изучив авиационные правила Украины мы пришли к следующему:
1. Календари оговариваются в Правилах Part-M в пункте
1.5.3. (M.A.503) Компоненти, що мають обмежений ресурс. Подпункт (а) говорит:
Встановлені компоненти, що мають обмежений ресурс, не мають перевищувати встановленого ресурсу, зазначеного у схваленій програмі ТО та директивах льотної придатності, за винятком визначеного у статті M.A.504(c).2. В подпункте (d) пункта
1.3.2. (М.А.302) Програма технічного обслуговування повітряних суден сказано:
Програма ТО ПС має встановлювати відповідність:
(і) інструкціям, виданим компетентним органом,
(іі) інструкціям щодо підтримання льотної придатності, виданим утримувачами сертифіката типу, обмеженого сертифіката типу, додаткового сертифіката типу, схвалень головних ремонтів конструкції, авторизація європейських технічних стандартів (ETSO) або будь-якого іншого важливого схвалення, виданого відповідно до вимог Part-21, внесених до експлуатаційних специфікацій, які зазначені у статті 21A.90B або 21A.431B Part-21, якщо застосовно,
(ііі) додаткових або альтернативних інструкцій, запропонованих власником або організацією з управління підтриманням льотної придатності, що вже були схвалені відповідно до статті М.А.302, за винятком інтервалів виконання завдань, що стосуються безпеки, на які є посилання у параграфі (е) цієї статті та які можуть бути збільшені залежно від значних оглядів, що проводяться згідно з параграфом (g) цієї статті, та лише за умови наявності прямого схвалення відповідно до статті М.А.302(b).Из этого мы сделали вывод, что программа ТО, формально, касается только ВС имеющим сертификат типа и сертификат летной годности, а не аматорского ВС с дозвілом на виконання польотів. Вообще, дозвіл на виконання польотів упоминается в правилах Part-M только в одном случае - речь идет о дополнительной привилегии сертифицированной организации по управлению поддержки летной годности выдавать вышеупомянутый дозвіл.
3. Дозвілі на виконання польотів выдаются на основании Правил Part-21. Про поддержку летной годности ВС с дозвілом говорится в подпункте 6) пункта
21.A.708. Умови польоту:
Умови польоту включають:
особливі заходи з підтримання льотної придатності, включаючи інструкції з технічного обслуговування та порядок, відповідно до якого вони будуть виконуватисяТо есть, необходимы не
программа ТО в соответствии с Part-M , а
инструкция написанная самим строителем аматорского ВС. Конечно за шаблон может браться структура программы ТО, но это не означает, что инструкция должна соответствовать требованиям Part-M, в частности по ресурсным агрегатам. Это логично - представьте себе самолет с Субары. Какие у него могут быть календари и кем они могут быть установлены?
4. Двигатели Ротакс, которые часто используются на аматорских ВС, все без исключения
несертифицированные. Поэтому, календари описанные в их инструкциях по обслуживанию, всего лишь рекомендация. Конечно для сертифицированных двигателей Ротакс-912, установленных на сертифицированных ВС с сертификатом летной годности, расписание ТО это закон.
По этому поводу, член нашей организации "АОПА Украины" Пономоренко Валерий обратился к официальному дилеру фирмы Ротакс в странах СНГ московской "Авиогамме" и получил ответ подтверждающий вышесказанное.
Вся эта информация была сообщена мною при личной встрече Бильчуку А.В. в конце прошлого года и он дал "добро" на проработку данного вопроса на конкретном примере одного из самолетов предприятия "Аэропракт". В начале этого года мы начали перерегистрацию самолета Аэропракт-32 с одного юридического лица, на другое. В процессе оформления, нами была предложена поправка к программе ТО самолета, где вопрос окончания календаря был закрыт 200 часовыми работами по двигателю. Начальник отдела сертификации ВС несложной конструкции Бакаев Б.Д. рассмотрел наши предложения и одобрил их. Такая же программа была недавно утверждена при оформлении нашего нового самолета Аэропракт-32L. Страница из утвержденной программы ТО показана ниже.