Какой радиообмен должен быть при вылете из Жешува?
Перед полетом я готовил этот диалог, думаю, что он может быть полезен для наших будущих полетов:
Вначале слушаем ATIS на частоте 124.95, записываем. Слушаем, какая полоса в работе, какой код ATIS, кто и на какой частоте дает диспетчерское разрешение на вылет «ATC clearance».
В этом аэропорту диспетчера иногда использует в названии Rzeszów, иногда Jasionka, что одно и тоже, т.к. аэропорт называется Rzeszów-Jasionka.
Это будет Rzeszów Delivery (EPRZ_DEL), на частоте 121.80. В нашем случае это была вышка на частоте 126.80.
Иногда можно использовать в первом контакте «radio check». Но, это можно упустить, т.к. при плохой слышимости диспетчер скажет «read you 3 by 5».
Итак первый запрос:
URFRST: Rzeszów Delivery (Tower), URFRST.
EPRZ_DEL: URFRST, Rzeszów Delivery, good morning.
Далее доклад, что мы хотим запустить двигатель, и что у нас есть ATIS. Запрашиваем диспетчерское разрешение на вылет.
URFRST: URFRST, good morning, type NG5 Bristell UL, on Apron 1, Stand number 6, information Delta, QNH 1022, request departure information for VFR to Lviv.
EPRZ_DEL: URFRST, information Delta correct, QNH 1022, runway 09 in use, expect VFR departure via waypoints SIERRA WHISKEY ZULU, set squawk 0063. Startup approved.
URFRST: Runway 09 in use, expecting SIERRA WHISKEY ZULU departure, squawk 0063. Starting up. URFRST.
Далее RZESZOW DELIVERY 121.80 переключит на RZESZOW Tower на частоте 126.80. Но мы предположим, что есть еще Ground.
EPRZ_DEL: URFRST, contact Ground on 119.700, good day.
URFRST: Ground on 119.700, good day, URFRST.
Переходим на частоту 119.700, устанавливаем код ответчика, запускем двигатель.
URFRST: Rzeszów Ground, URFRST, NG5 Bristell UL on Apron 1, Stand number 6, VFR to Lviv, information Delta, QNH 1022. Request taxi.
EPRZ_GND: URFRST, Rzeszów Ground. Taxi to holding point runway 09 via ALFA 2, DELTA 1 to holding point runway 09. Follow the follow me car.
URFRST: Taxi to holding point runway 09 via ALFA 2, DELTA 1 to holding point runway 09. Following the follow me car. URFRST
Поехали. Выруливаем по указанному маршруту на предварительный ВПП 09 и докладываем:
URFRST: URFRST, on holding point runway 09.
EPRZ_GND: URFRST, contact Rzeszów Tower on 126.800, have a nice flight.
URFRST: Tower on 126.800, good day. URFRST.
Переходим на частоту 126.800. Смотрим, что время уже для следующего ATIS. Слушаем ATIS - информация Echo.
URFRST: Rzeszów Tower, URFRST, NG5 Bristell UL, on holding point runway 09, with Echo, QNH1022, ready for departure.
EPRZ_TWR: URFRST, Echo is correct, hold position, traffic on short final, Boeing 737, report in sight.
URFRST: holding position, Boeing in sight, URFRST.
На прямой Боинг. Ждём.
EPRZ_TWR: URFRST, behind arriving Boeing line up runway 09 and wait, behind.
URFRST: behind arriving Boeing line up runway 09 and wait, behind. URFRST.
Я думаю, что behind «за», для нас не будет актуально, т.к. просто скажут ждать. Но, на всякий случай нужно знать, что behind нужно произносить вначале и в конце.
Cадится Боинг. Включаем ответчик и выруливаем на ВПП. На некоторых самолетах ответчик включается автоматически. Это, чтобы не забыть.
Боинг освобождает полосу, слышим : «… Runway … vacated». Боинг отправляют на работу с рулением, а нам командуют:
EPRZ_TWR: URFRST, after departure climb 1500 feet right turn on SIERRA, report SIERRA. Wind 010 10 knots, cleared for takeoff runway 09.
URFRST: After departure climb 1500 feet on SIERRA, will report SIERRA. Cleared for takeoff runway 09. URFRST.
Нужно быть внимательным, чтобы фразу takeoff произнести только в этом месте. До этого произносится departure и после взлета airborn. Хотя все эти три слова обозначают «взлет».
Взлетаем. Набрав 500 футов по прямой, выполняем правый разворот к точке SIERRA.
URFRST: URFRST, airborne, climbing to SIERRA 1500 feet.
EPRZ_TWR: URFRST, radar contact. Report WHISKEY.
URFRST: URFRST, will report WHISKEY.
Эта фраза означает, что нас видят на радаре и нужно дожить точку WHISKEY.
Набрав 1500 футов, продолжаем полёт к точке WHISKEY.
URFRST: URFRST, at WHISKEY, 1500 feet.
EPRZ_TWR: URFRST, squawk 7000, climbing 2500 feet. Contact Krakov information on 119, 275. Leaving frequency approved. Have a nice flight.
URFRST: Squawking 7000, leaving frequency approved. Krakov information on 119, 275. Good day. URFRST.
URFRST: Krakov information, URFRST.
Krakov information: URFRST, Krakov information, go ahead.
В Польше используется еще фраза «go ahead», хотя это уже исключили из новых правил в RTF. Еще они называют QNH - «Ка эН Ха».
URFRST: URFRST, NG5 Bristell UL,, VFR to Lviv on altitude 2500 feet, QNH 1023. Weather on the board. Estimating TUSIN at 0727. Request altitude 4000 feet.
Krakov information: URFRST, climb 4000 feet.
URFRST: Climbing 4000 feet, URFRST.