Всё в этом мире рано или поздно отказывает.
Рассмотрим нормальный IFR пакет будильников по канонам США
- высота, скорость, вариометр - пока есть пвд и статический порт, работает. Обмерзание пвд лечится обогревом, обмерзание/засорение статического порта лечится альтернативным приемником статического давления, если есть. Если нет - разбиванием стекла вариометра (самый дешевый и бесполезный прибор через который можно брать статику)
- компас. Сам по себе прибор малополезный, т.к. не врет только в прямом горизонтальном полете с постоянной скоростью. Основной смысл жизни - выставлять по нему гирокомпас (который имеет тенденцию "уплывать"). Вторичный - при отказе гироприборов разворот выполняется по электрогироприбору (о нем ниже) и секундомеру с контролем результата по компасу.
- авиагоризонт и гирокомпас - вакуумные приборы. Как выше писалось, работают от насоса, который приводится от двигателя. Работает двигатель - работает насос. Не работает двигатель - не работает. Иногда, впрочем, насос не работает, а двигатель работает - загадка

Основная идея - для работы не требуется электросеть. Генераторы мрут не реже вакуумных насосов.
- индикатор угловой скорости разворота (или как там его по-русски зовут). Электрогироприбор, который показывает в какую сторону и с какой скоростью осуществляется разворот. Не дает информации о пространственном положении, дает полезную информацию о скорости выполнения разворота. Например, если нам надо развернуться вправо на 70 градусов, кладем крыло на отметку и засекаем 23 секунды. Если прибор отказал - не беда, есть вакуумный авиагоризонт, разворот с угловой скоростью примерно равной стандартной (3 градуса / секунду) осуществляется с креном 0.15*скорость в узлах (12 для 80 узлов, 15 для 100 узлов, 18 для 120 узлов итд).
Считается, что ,разнеся таким образом источники питания различных приборов, обеспечивается достаточная надежность для лёгких СМУ. Самолеты посерьезнее оборудованы двумя вакуумными насосами, двумя генераторами итдтп.
Сейчас, конечно, все чуть по другому делают - и кому как нравится.
У меня есть G1000, которая работает от общей энергосети + будильники высота/скорость/компас и электроавиагоризонт. При отказе генератора, РЛЭ рекомендует включить шину аварийной сети - отключается вторичное оборудование и заряженного аккумулятора должно хватить на полчаса работы оставшихся приборов. После чего, можно, сорвав чеку, включить экстренное питание резервных приборов - это отдельная батарейка, которая обеспечит авиагоризонт питанием и остальные три будильника освещением еще один час.
Есть "одобренная на местах" доработка - установка вторичного генератора на посадочное место вакуумного насоса (которого там не стоит) - это аж 24в 20амп, но лучше, чем ничего. Раздумываю в этом направлении, т.к. IFR летаю и получаса в наших краях может и не хватить, чтобы выйти на чистое место.
P.S. А вентури не архинадежная штука потому как очень сильно зависит от скорости, скольжения, угла атаки + жуков и мусор никто не отменял
