Расскажу одну поучительную историю, думал сначала в пилотские байки отправить, но слишком уж поучительная, из собственного опыта, из перелета по Италии.
Итак, Венеция, третий день. Причем третий день музеев, ресторанов, отелей, театров, ручных голубей, водных трамваев, парков, каналов, мостов, кораблей, магазинов, тесноты, суеты... После обеда, в мозгу всплывает здравая мысль о том, что хватит. После Венеции лететь куда-то еще в голову не приходит, все равно будет как тусклый отблеск. Значит, искупнемся еще раз, заправимся, и назад. Ну, искупнулись, заправились, погрузились. Сижу на брифинге за компьютером, изучаю погоду, отели, мысленно уже весь где-то там... Тут подходит сотрудник и сообщает, что через 10 минут (в 19:00 по местному, это летом-то!) аэропорт закрывается! Как по команде "воздух", бежим к самолету, запрыгиваем в него, пристегиваемся, запускаемся, выруливаем, взлетаем, время 18:59:55, норматив выполнен, а теперь... а..-а что теперь, дальше?!? Ясно что надо на север, там висит гроза, облетаем, но что потом? Куда мы летим? Топлива у нас часа на 3 с половиной, но и ёжику понятно, что лететь так с бухты-барахты, даже без предполетной проверки, на ночь глядя, с топливом в обрез, через Альпы нельзя. По дороге есть парочка площадок, но до них какой-то час. Стоило срываться из Венеции, чтобы провести ночь в палатке в поле под крылом? И в Венецию теперь уже не вернешься, аэродром-то уже закрыт! Летим, соображаем. Время идет, мотор жужжит, а солнце клонится к закату. Я вспоминаю, что в Тренто есть музей авиации прямо на аэродроме. Тренто уже слегка в горах, но в том месте еще в не очень высоких. Значит, летим в Тренто, это часа 2. Начались горы, перелетаем перевальчик и зовем Тренто. Тренто отвечает, мы уже представляем себя в уютном горном отеле, как тут диспетчер спрашивает number autorisation. И тут выясняется, что без этого number autorisation нам приземлиться аж никак нельзя. Солнце уже спряталось за горами, от которых на виноградники и сады в долине легла туманная тень. Через полчаса будет темно. От мысли снова лететь назад из гор к площадкам (еще час!) мороз по коже. Кажется, мы попали. Но не зря я тщательно готовился к итальянскому перелету, где там наш план б? Дальше в горы, по той же долинке последний перед Альпийским перевалом аэропорт Больцано. Большой порт типа Жулян, бензина нет, зато есть таможня, рентген... Для нашего СЛА это выжженная земля, но все-таки земля!!! Как бы классно было бы сейчас где-нибудь на площадке, в палатке, под крылом самолета...

Включаю GPS (как раз тот случай), летим в Больцано, это недалеко. Тут до меня доходит, что если мелкий Тренто с нас требовал number autorisation, то уж Порт Больцано его потребует вдвойне! Нет, мы таки попали. Смотрю в GPS, в горах есть в ответвляющейся долинке площадка! Я ее когда-то давно запрограммировал на самый крайний случай, но никаких данных по ней нет. Вот самый крайний случай и случился. Сворачиваем в долинку, минут через 10 над точкой. Всматриваемся в сумрак под нами - не видно ни черта, уже самих гор скоро не будет видно. Сделали круг над точкой, но полосу идентифицировать не смогли. Не будем же мы заход по GPS строить! Да и направление посадки неизвестно. "Здесь вам не равнина, здесь климат иной" - на второй круг уйти шанса не будет, сразу врежемся в склон. Решили судьбу не испытывать и идти таки в Больцано, там хоть полоса освещена. Теперь план такой: спросят number autorisation - отвечу mayday

И пусть попробуют сказать что им этот number не подходит. Зову Больцано, вроде оно радо нас принять. Освещение полосы включили!!! Number не спрашивали, наверное про ответ сами догадались. Заход с обратной стороны с разворотом над городом, посадка...
Земля! Земля!!!